ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАРХИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Данная работа опубликована в журнале «Человек и Вселенная».
В связи с этим, в случае ее использования, рекомендую Вам сделать
соответствующую сноску:
Лавров, О. А. Православная
монархия и нравственность / О. А. Лавров // Человек и Вселенная. – 2006. -
№ 3(56). – С. 132-137.
Нынешнее состояние Российского общества характеризуется
произошедшим отходом от идей социализма и начавшимся – хотя и не всегда
осознаваемым, – отходом от идей демократии. Начавшее
разочарование и самых широких слоев населения в идеях демократии, с
которыми были связаны надежды на скорое улучшение и экономического, и
морального положения, и уже значительной части политической и экономической
элиты, начинающей понимать, что дальнейшее следование курсом демократии
приведет только к все большей зависимости России от США и Европы, – вот та
основа, на которой построена проводимая ныне политика.
Не обладая религиозным сознанием, невозможно понять истории России,
причин ее высочайшей духовности и глубины атеистического падения. Только
став православными, мы ощутили себя народом, создали великую культуру;
отказавшись от православия, едва не погубили не только себя, но и весь мир.
Что делать? Как всегда, на всех уровнях, изо всех сил противостоять
общему распаду. Не дезертировать с той войны, которая ведется организованно
и целенаправленно на уничтожение нашего народа.
Демократическая
мораль не требует быть холодными или горячими, не взывает к ответственности
и долгу, к чести и совести. Она предлагает только одно: не переступать
параграфы, не нарушать статей Уголовного кодекса, а в остальном
давать волю любым потребностям и рефлексам. Это бытие, отвернувшееся от
Бога. В лучшем случае. В худшем – повернувшееся к
врагу рода человеческого.
Мы погибли в
семнадцатом не оттого, что у нас была не та религия или дурная политическая
система. Мы оказались недостойными того и другого. А истина Православия,
истина Самодержавия как сверкали в непостижимой небесной выси, так и
продолжают сверкать. Только крепче стала Церковь Христова, окропив себя
кровью бесчисленных Новомучеников Российских и
прежде всех – Государя Николая Второго.
Проблема власти в христианстве
имеет собственное, сложное истолкование. От власти – страшные преступления
и высокие деяния, она стремится к добру и к злу. Форму власти как
господства принимает зло, а величайшее добро – это всегда служение
Божественным ценностям.
Православие отводит огромную
роль свободе человеческой воли. И, тем не менее, волю Бога она ставит
превыше человеческой. И если общество желает
признать этот очевидный для верующего факт, то оно и свое собственное
устройство поставит в соответствии с этим фактом. Иными словами судьба
власти должна решаться самими людьми в соответствии с Православной верой.
Саморазвиваясь в истории, каждый народ выбирает
ту форму власти, которая соответствует его национальным особенностям. Монархия – самая древняя форма
государственного устройства, при котором власть наследственна. В России, монархия стала скрещением
государственности, религии и нравственности.
Это был сложнейший организм, имевший внешние структурные
формы и внутреннюю мистическую суть.
Настоящая, типичная
монархия этой своей отвлеченностью от народной власти и народной воли и в
то же время своей подчиненностью народной
вере, народному духу, народному идеалу, именно и приобретает
способность быть властью верховной.
В исторической
практике это выдвижение единоличной власти в значении власти верховной
совершается естественно, самостоятельно, как бы неизбежно, если есть в
народе необходимая для того нравственно религиозная подкладка.
Идеология монархизма в России соединила в единый организм
десятки народов и народностей, освоивших гигантские пространства,
обеспечила насыщенный духовностью и культурой своеобразный быт своих
подданных, выстроила устойчивую систему сословных и других общественных
структур.
Разрушение монархической
России понадобилось для уничтожения всей тысячелетней основы государства,
его традиций, народного уклада, его нравственности
и религии. Революция 1917 года – прежде всего богоборческий акт, он
начинался с отречения царя-помазанника и продолжился физическим
уничтожением священнослужителей, прихожан и храмов. За всю свою историю
христианство не знало подобного вандализма.
Отречься от монархии
все равно что отречься от отцовства, от
родословия. Не случайно в сегодняшнем мире так низко пал авторитет отца.
Сколько детей в наше время воспитывается без отцовской заботы, воли и
характера. А ведь монархия
начинается с семьи.
Монархическая форма
правления – необходимое условие нравственности. Поскольку в случае, если
нравственность прописана в конституции, то поведение государства – уже не
нравственно, а просто законно. И это совсем не плохо. Государство же с
точки зрения отношения к народу, как правило, либо безнравственно (как
отношение конкретных людей наделенных властью) либо просто вненравственно. Безнравственным оно становится тогда,
когда обязывает человека законом совершать безнравственные действия.
Что касается того,
кого из правителей выбирает Бог: в случае самодержавия, в котором царь
является помазанником Божьим, народ доверяет правление Богу, который
управляет волей царя, конечно, настолько, насколько Бог может управлять
свободной волей человека. Поэтому власть монарха абсолютна.
Наиболее твердую
почву для монархии дает именно христианство.
Власть монарха
возможна лишь при народном признании. Но, будучи связана с высшей силой, она является
представительницей не народа, а той высшей силы, из которой вытекает
нравственный идеал.
Наличие православного государства подразумевает, что
источником власти должен быть сам Бог. Власть рассматривается как своего
рода Божественная делегация, полномочия которой признаются Церковью. В том
случае, если Бог не является источником власти, то речь идет о светском
государстве.
Содержанием христианской и светской нравственности
является человеческое поведение, нравственный выбор между добром и злом.
Христианская нравственность основывается на Божественном откровении и
включает в себя естественную нравственность, которая присуща опыту каждого
человека. Христианская нравственность ориентирует человека на достижение
сверхъестественной Божественной благодати (спасение и обожение).
В своей свободе человек может взойти на высоту святости и богоподобия, но он способен также погрузиться в бездну
греха и зла. Перед ним открыты два пути: путь жизни и путь смерти. Верными
ориентирами в выборе пути является нравственный закон, нравственное чувство
и нравственное сознание. Нравственный закон – это голос Божий в душе
человека и называется он совестью. Совесть есть основа общечеловеческой
нравственности.
Естественный нравственный закон – это универсальная
основа нравственной жизни человека и общества. Светской морали он известен
в виде простых норм нравственности. Простые нормы нравственности существуют
тысячелетия, переходят из одной моральной системы в другую, поддерживаются
большинством людей. Они осуждают убийство, воровство, клевету, супружескую
измену и т.п. Нравственным считаются трудолюбие, честность, правдивость,
уважение старших и т.п. В целом, содержание простых норм нравственности
совпадает с десятью заповедями Моисея.
Христианская этика исходит из того, что нравственные
нормы установлены и освящены Богом.
Истинная вера – Православие – имело огромное
значение и определило пути развития России на последующее тысячелетие.
Прежде всего, православие открыло славянам
истинного Бога. Это, в свою очередь, повлияло на всю жизнь государства.
Православие полностью
изменило языческое понятие о семье, так как по православным законам
многоженство было запрещено, и брак стал пожизненным союзом мужа и жены,
освященным и скрепленным церковным таинством венчания.
Православие
сыграло огромную роль в последующем объединении славян в одно мощное
русское государство, а потом – в сохранении и расширении России.
Православная церковь на многие годы стала носительницей и
кормилицей русской культуры. Славянская азбука, созданная на основе
греческой двумя монахами, Кириллом и Мефодием, за
100 лет до Крещения Руси, дала славянам письменность, без которой
невозможна никакая культура.
Православие также положило
начало русскому зодчеству – архитектуре. В языческой Руси не было храмов.
Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных
каменных сооружений в главных центрах Руси.
Православие, наконец, стало
краеугольным камнем русской монархии,
т.е. такой формы государственной власти, где монарх – царь, в отличие от
диктатора или выборного главы государства, имеет неоспоримое, Богом данное
право на полную власть над своими подданными.
Православная монархия,
основана на законе Божьем. Самодержец всегда чтит закон. Чтит всех своих
предшественников и все их указы. Право оживает в Государе.
Но при самом твердом
самодержавии воля народа всегда находила выражение. Через Земские соборы,
общину, широчайшее местное самоуправление. Сутью самодержавного правления
является не единоличное регулирование жизни всего общества, а деятельность
государя как нравственного
лидера нации. Через нравственные
принципы воздействовать на жизнь общества и государства – вот путь
самодержавного правления.
А для этого
Самодержец должен сам обладать выдающимися личностными качествами. Однако
эти выдающиеся личностные качества не есть то, что называют «высоким
профессионализмом». Выдающимися личностными качествами монарха является
любовь к людям и стремление служить своему Отечеству. Только тот человек,
который обладает высоким уровнем развития этих качеств, может быть
монархом, т.к. только такой человек способен реализовать в жизни общества и
государства основной принцип новой монархии
– развитие каждой человеческой личности.
«Зачем России нужна монархия?». Ответ именно на этот вопрос способен
консолидировать Российское общество и дать каждому человеку и всему
обществу личностные и нравственные
ориентиры, в которых и отдельная личность, и все Российское общество в
целом очень нуждается, т.е. дать то, что называется национальной идеей.
Монархия может прийти в
Россию не как победа в выборной парламентской гонке политической
монархической партии, а как завершающий этап структурирующегося на христианских нравственных ценностях народа, им в
качестве такового осознаваемая и желаемая.
Монархия
может быть установлена по воле Божьей как признание главенства духовных
принципов над материальными в жизни общества и
государства. Но это не есть повторение уже исторически отживших форм
государственного и общественного устройства. Установление новой монархии в России может стать
серьезной предпосылкой преодоления мирового кризиса.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Установление новой монархии как путь преодоления глобального кризиса
Земной цивилизации. http://modkrizciv.narod.ru/pages/ust_mon.htm
2. Хороших Г. Россия ХХ века. http://vsp.ru/98-16/82-5-1.htm
3. Протоиерей Александр Шаргунов.
Ответы на вопросы. Журнал «Русский дом», апрель 2004 года. http://russdom.ru/2004/200404i/20040433.html
4. Осипов В.Н. О какой России
мечтали в зоне. Русское поле – 2. Сборник статей и очерков. http://cxb.chat.ru/stati07.html
5. Вопросы священнику Андрею Лоргусу. Круглый стол. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ns_list.cgi?5+2
6. Значение православия для Руси.
Русская история по урокам. http://www.russia-talk.com/history/06.htm
7. Климентова Л.Я. Христианская и светская
нравственность. http://www.azov-orthodox.ru/InspectText?__key=32
|